Чем заняться в Москве в апреле, или мой экзамен CAE

Чем заняться в Москве в апреле, или мой экзамен CAE

В тот солнечный апрельский день, когда мной был успешно завален Speaking, я пообещала себе написать эту статью. Условие было простое – если вдруг (на что надежды не было) высшие силы сжалятся надо мной и даруют высший балл, я тут же сяду и поделюсь со всеми безграничной мудростью в области подготовки к CAE. Что-то вроде: «Найду сейчас миллион долларов вон в том мусорном бачке - построю больницу для бездомных котиков и детский театр». Как ни странно, заклинание сработало, через месяц пришло письмо с оценкой A. Так что я взяла ручку (вру, ноутбук) и села писать эту статью. Если вдруг вы решили встать на скользкую дорожку Кэмбриджских экзаменов, возможно, мой рассказ вам пригодится.

Предыстория

Английский я учила в университете. Довольно успешно, замечу, выпустившись с экономического факультета где-то с уровнем Upper-Intermediate. Я превосходно знала Past Perfect Continuous, сомневалась, где ударение в слове police и не знала, как сказать «Будь здоров». Впрочем, это не мешало мне работать экономистом в иностранной компании днем и зубрить со второклашками алфавит в свободное время. Решив покончить с офисной жизнью, я отправилась в свободное плаванье под названием «частное репетиторство». Для успешного плавания необходимо было полное переоснащение судна, т.е. повышение уровня английского. Отсюда начнем наш отчет.

Подготовительный этап

Итак, в апреле 2012 года я записалась на курсы английского при МГУ, уровень Advanced, и начала их посещать раз в неделю, по субботам. В группе нас было четыре человека, включая меня. Двое знали английский лучше, чем я, один – хуже. Занимались мы по учебнику Headway, с русскоязычным преподавателем (замечу, по ходу дела, ближе к концу учебы, он сменился на другого без потери качества). Стоили занятия в полтора-два раза дешевле, чем в языковых центрах. Качество – такое же. Группа – сильная. Я очень ощутимо подтянула свой английский. Таким образом, к июлю я была готова штурмовать Эверест под названием CAE.

В сентябре 2012 года я задумалась, куда направить свои стопы. Самостоятельная подготовка? Репетитор? Языковая школа? Я испробовала все варианты, но обо всем по порядку.

Первым движущим мотивом была жадность. У меня в наличии была книга для подготовки к CAE, интернет, сила воли… почему бы не подготовиться самостоятельно? Я рьяно взялась за дело, первый день сидела часов пять, второй день – аналогично. Через неделю у меня стали находиться неотложные дела, которые не пускали к заветной книге. Через две недели я уже забыла, куда положила свои учебники, и не сильно расстроилась. Вывод: беритесь за самостоятельную подготовку, если у вас очень сильная мотивация и склонность к самоорганизации. В противном случае, боюсь, неудача не исключена.

Итак, готовиться самой не получилось. Нужно было найти человека, который говорил бы мне: «Катя, ну ты и лентяйка, к следующей пятнице сделай юнит 3». Я решила поискать преподавателя по скайпу. Списалась с девушкой из другого города и договорилась о пробном занятии. Наверное, она знала о CAE очень много, но я не смогла все это постичь, потому что от обилия информации у меня заболела голова, на мои попытки шутить она недоуменно молчала, кроме того, она предпочла использовать только микрофон вместо веб-камеры. Таким образом, я в течение двух часов покорно смотрела в темный экран ноутбука, а из колонок на меня лился поток суровой мудрости, за которым я не поспевала. Вывод: первое занятие отбило у меня всякую охоту заниматься по скайпу с русскоязычным преподавателем. Но я допускаю, что вам повезет больше. Впрочем, многие мне позже говорили, что выше уровня FCE (ступень Upper-Intermediate) брать русскоязычного преподавателя не стоит. И они в чем-то правы.

Что ж, не получилось с русскоязычным преподавателем по скайпу – получится с англоязычным вживую. Я позвонила в одну из языковых школ и пришла на интервью. Мы мило поболтали с британцем, который вел подготовительный курс, и через неделю я начала учиться. Меня сразу предупредили, что в группе всего два человека, и оба они одиннадцатиклассники. Я вспомнила себя в семнадцать, вспомнила свои республиканские олимпиады по немецкому и решила, что самое главное – не ударить в грязь лицом перед молодым поколением. Не ударила. Оказалось, что они, мягко говоря, не планировали никаких олимпиад. Домашние задания нам не задавали, преподаватель робко позевывал, отвернувшись к доске, меня использовали в качестве переводчика. На промежуточном экзамене я получила пять, второй человек из нашей троицы получил неуд, третий не пришел. Я поняла, что еще полгода таких уроков не выдержу, и ушла. Моя группа, если не развалилась, будет сдавать CAE в июле. Вывод: языковая школа – не панацея. Во-первых, нужно попасть в сильную группу. Во-вторых, найти сильного преподавателя. Наш был крайне милым, но не особо заинтересованным в обучении. Возможно, он просто отчаялся.

Последний, и четвертый, этап начался в феврале. Решив, что в жизни нужно попробовать все, я записалась на пробное занятие по скайпу с британцем. Та-дам! Фанфары, трубы, барабаны и прочие ударные инструменты. Мы взяли сборник тестов прошлых лет и начали по ним готовиться. Проще говоря, я должна была в течение недели выполнить самостоятельно один тест, проверить его, а затем мы обсуждали непонятные моменты и тренировали Speaking. Мой британец был настолько загружен уроками, что у него не было ни сил, ни времени планировать наши занятия, поэтому в те редкие дни, когда я не успевала выполнить домашнее задание, он не знал, что со мной делать. Тогда мы просто болтали на разные темы. Требования экзамена он знал довольно смутно, и учебник, похоже, видел в первый раз. Но это не мешало ему прекрасно объяснять непонятные для меня моменты. И теперь, внимание, вывод: для меня такой вариант оказался оптимальным. Несмотря на то, что мой преподаватель по сути дела лишь консультировал меня, а не учил, при старательном выполнении с моей стороны домашних заданий, это оказалось выгодно, удобно и эффективно. Я не уверена, что британец, как некоторые русскоязычные учителя, и станцует, и песенку споет, только чтобы вы, наконец, усвоили принципы образования Present Continuous. Но если вы готовы много работать самостоятельно и нуждаетесь в человеке, который вас будет немного подстегивать и отвечать на возникающие вопросы – носитель языка по скайпу для подготовки к CAE - идеальный вариант.

Ремарка: вполне возможно заниматься и не по скайпу, но реальный британец в Москве к вам придет тысячи за две в час, что мне, как и большинству простых смертных, не совсем по карману. То же касается и супер-квалифицированных русскоязычных преподавателей.

Сдача экзамена

Итак, настал день Икс. С утра я с паспортом прибыла в центр, проводивший тестирование. Нас рассадили по партам, дали карандаши, ручки, стирательные резинки и раздали тесты.

Что касается части Reading, мне показалось, что тексты были короче, чем те, по которым я готовилась, но с более сложной лексикой, так что, 1:1. На первом задании я впала в ступор, и под конец пришлось лихорадочно ускоряться. Поэтому, не забывайте проверенный годами совет: не зависайте на одном вопросе очень долго, времени невероятно мало.

Writing поверг меня в ступор не меньший, преимущественно из-за того, что я от волнения стала писать не там, где надо. Оказалось, на листочке специально для таких, как я, помечено, где можно писать, а где нет. Будьте внимательны! Мне пришлось переписывать эссе еще раз, на нужной страничке.

Listening и Use of English эмоций особых не вызвали, наверное, я уже утомилась и мне стало немного безразлично происходящее.

День Икс закончился, впереди был день Игрек.

День Игрек – это Speaking, если кто не в курсе. Как я уже раньше писала, Speaking я отрабатывала со своим британцем. Я заставляла его обрывать меня, когда истекало положенное время. Таким образом, я смогла выдрессировать себя и заканчивала растекаться мыслью по древу с точностью, стремящейся к оной у атомных часов. На экзамен я опоздала, точнее, пришла вовремя, а нужно было явиться минут за 20. Из-за этого мне пришлось немного подождать, пока мне подбирали партнершу. Ей оказалась хмурая молчаливая дама моего возраста.

Мы зашли с ней в комнату, поздоровались с экзаменатором, и начался позор, о котором я до сих пор вспоминаю с содроганием. Во-первых, задание, которое должно длиться минуту (ответить на два вопроса по двум картинкам), мне показалось, тянулось не меньше пяти. Я три раза замолкала и начинала говорить снова, пока, наконец, экзаменатор не прервала меня на полуслове и не выдрала картинку из моих дрожащих, но цепких пальцев. Это были еще цветочки. Открыла рот моя партнерша – и я услышала превосходный американский акцент, богатейший словарный запас, эмоции, мелодику…. и ни слова по теме. К сожалению, этой же тактики моя партнерша решила придерживаться в парном задании. Работали мы по принципу «Я ей – слово, она мне - десять». В результате, мы успели ответить только на часть первого вопроса из двух. После были с позором изгнаны из кабинета. Поэтому, призываю всех, кто собирается идти на Speaking: всеми силами постарайтесь убедиться, что ваш партнер адекватен. В идеале, пусть это будет ваш знакомый. Это тот случай, когда идет командная работа. Если «косячит» ваш партнер, с большой вероятностью достанется и вам. Так что, либо полагайтесь на удачу, либо берите судьбу в свои руки и организуйте все заранее.

Итак, незаметно пролетел месяц, и я получила отчет о своих результатах, где, как не трудно догадаться, самым худшим оказался Speaking. Если бы не он, я бы, наверное, загордилась и передумала сдавать CPE на следующий год. Теперь же у меня просто нет иного выхода, и вскоре я вновь засяду за книги в попытке постичь этот чудесный, загадочный и такой удивительный английский язык. Так что, во всем нужно искать свои плюсы, а вам удачи на экзаменах, терпения и упорства!

Другие статьи: