Выбираем репетитора

Подробное руководство по выбору настоящего специалиста, способного научить Вас языку и оправдать потраченные средства.
Выбираем репетитора

Не существует однозначного мнения, обязательно ли прибегать к помощи репетитора для успешного изучения английского языка или нет. Для кого-то преподаватель – единственный выход, для другого – только помеха. Наверное, для каждого должно быть свое решение данного вопроса. Так или иначе, хочу принести свои извинения перед теми, кто относит себя ко второй категории. Статья эта не для вас. Если вы без труда можете настроиться на самостоятельную работу, вы – дисциплинированы и работоспособны – вам ни к чему, ни языковые курсы, ни репетитор. Вы вполне можете совладать с языком и сами. Сейчас, как никогда ранее, доступна огромная масса материалов разработанных для самостоятельного изучения и развития иностранного языка.

Если же вы склонны считать, что хороший и квалифицированный репетитор способен значительно повысить ваши шансы на успех в изучении английского языка, то последующее рассуждение вполне может быть вам полезным. Данная статья поднимает ряд вопросов, направленных помочь читателю определиться в своем выборе частного репетитора английского языка. К сожалению, для того чтобы не отходить от центральной темы, речь здесь не идет о том, как и где искать преподавателя, или каким должен быть таковой для корпоративных клиентов или для занятий в группе. Нельзя так же сказать, что последовательность вопросов, соответствует их важности. Поэтому можете обратить внимание только на те из них, которые для вас представляют наибольший интерес.

Все личные местоимения, относящиеся к репетитору, представлены здесь в мужском роде только по той причине, что слова «репетитор», и «преподаватель» - существительные мужского рода. Искренне надеюсь, что у читательниц не возникнет с этим больших трудностей при чтении.

Развивается ли репетитор?

Постоянное развитие стало обязательным условием для успешного существования бизнеса в современном конкурирующем рынке. Репетиторство в этом деле не исключение. Даже если кто-то и получил докторскую степень в сфере филологии по теме: "Анализ эффективности методов обучения английскому языку людей среднего возраста с средним образованием в Украине по программе Headway за период с 1995 по 1997 гг.", сегодня это мало что значит, если эта работа была в жизни репетитора последней. Педагогические знания, навыки и методики имеют свойство затухать. Неразвивающийся преподаватель ничего свежего принести в урок не способен. Пусть информация на занятии будет для учащегося новой, но ветхость её будет витать в воздухе. Я сам, к большому сожалению, был свидетелем многих моих коллег, которые знали учебные пособия буквально наизусть – преподавали по ним по несколько лет – и ничего не желающих изменить или разнообразить.

Что в таких случаях происходит? – Простая передача информации из учебника преподавателя в конспект студента. Студент перенимает, так сказать, «форму без содержания». И это потому, что для преподавателя это не более чем давно знакомое, переработанное, пережёванное и уже несколько поднадоевшее занятие. Иначе и быть не может. Тогда как работа преподавателя состоит в «отдаче», что он может «отдать», если сам не развивается? – Ничего кроме сухой «формы», - ни остроты, ни новизны, ни свежести. Хороший преподаватель находится в постоянном поиске новых идей, принципов и «откровений». И он, конечно же, не замедлит поделиться этим, когда уместно, или применить это на уроках. Таких репетиторов видно не вооруженным взглядом. Печально наблюдать, как многим из учащихся приходится пользоваться "секонд хендом", не зная, что по праву могут претендовать на несравненно лучшее образование. Не относите себя к их числу.

Имеет ли образование?

Это естественный и, наверное, первый вопрос, который обычно нас интересует. Второй вопрос – как, полученное образование, относится к репетиторству английского языка? В таком случае, чем ближе образование к предмету изучения, тем лучше. Однако более важными вопросами в этом разделе будут: где и как было получено это образование. По поводу отечественных ВУЗов – большие комментарии излишни. Во-первых, не многим из них удалось завоевать добрую репутацию, во-вторых, не многим студентам таковых удалось их честно закончить. Можно иметь диплом и не иметь уровня. Можно иметь уровень и не иметь диплома. Во втором случае это, скорее, – недоразумение, в первом – катастрофа. Более того, не всегда «наше» образование может сыграть большую услугу для репетитора. Хорошие знания в сфере теории языка могут не совсем пригодится для тех, кто нуждается в практическом его применении.

Так что вопрос образования репетитора я бы свёл не к регалиям, а к его уровню владения предметом и открытости к постоянному росту и совершенствованию.

Есть ли опыт проживания в англоязычной стране?

Здесь сразу нужно отметить, что подразумевается активный опыт взаимодействия с англоязычным окружением на их родном языке. Почему-то бытует мнение, что если кто-то побывал за границей, то язык такой человек не знать не может. Как будто какое-то волшебное действо происходит, как только этот «кто-то» пересекает границу. На самом деле – ничего подобного. Все зависит только от человека. Я видел людей проживавших и даже занимавшихся в языковой школе по 6 часов в день на протяжении двух лет, но так и не способных говорить свободно на английском языке.

С другой стороны, активный опыт ничем незаменим. Человек, претендующий на звание быть репетитором должен не понаслышке знать живой язык в действии, что уместно и что не очень. Владеть колоритом языка, обусловленным культурой. Без хорошего опыта живого общения трудно понять юмор иностранцев, их идиоматические обороты, сленг, а так же афоризмы и фразеологизмы.

Владеет ли предметом?

Полагаю, никому не интересен вариант предоставления возможности какому-нибудь начинающему репетитору выучить английский вместе с вами, да еще и за ваш счет. Чтобы сохранить себя от подобной добродетели, стоит поинтересоваться у потенциального репетитора по ряду следующих вопросов:

  • Может ли он ясно представить методологию предмета в целом, а так же его части в отдельности? Нужно помнить, что специалиста не затруднит объяснить не только то, что он преподает и в какой последовательности, но и почему он преподает именно это, и именно в этой последовательности. За каждым уровнем, этапом, разделом, темой, уроком, упражнением, в любой существующей сегодня на рынке методике, есть определенная причина. Пусть для студента она не всегда будет понятна или очевидна, но она должна быть предельно ясна для самого учителя.
  • На каком уровне репетитор использует язык? Конечно, ему не обязательно владеть всеми научными степенями в филологии, знать как минимум 6 языков и иметь 10-летний опыт преподавания в Кембридже. Однако, как минимум, он должен выдерживать несколько требований: обладать уровнем не менее чем Advanced User, что предполагает соответствующий запас слов (не менее 5,000), знание всех основных грамматических структур, и т.д., а так же иметь квалификацию преподавателя. Если первое могут подтвердить независимые международные тесты (наприм. TOEFL, IELTS), то второе – не менее доступные сегодня сертификаты – INTESOL или CELTA.
  • В течение, какого периода репетитор занят преподаванием языка на полное и неполное время? Данный вопрос поможет вам прояснить, насколько опыт репетитора предполагает его умение справляться с проблемами, будь-то объяснения сложностей языка, будь-то конфликтных ситуаций и т.д. Большой и разнообразный опыт преподавателя может так же предполагать его умение принимать правильные решения в ходе обучения и меньшую вероятность допущения ошибок. Почему? – Потому что в течение времени, репетитор формирует единую законченную «картину» своего предмета, так что он преподает не фрагментарно, переходя от одного урока в учебнике к другому, но излагает частный материал в контексте единого целого. Такой репетитор знает наверняка, как студенты учатся, и каким образом они могут достигнуть наилучших результатов. Чем больше опыт, тем больше опробованных материалов, заданий и упражнений, меньше сомнительных экспериментов, соответственно, больший кредит доверия.

Сколько часов преподает?

Если вы слышите, что репетитор постоянно занят преподаванием, возможно, это недобрый сигнал. Приведем несложную арифметику, если преподаватель работает 8-часовой рабочий день, то в таком случае, с учетом 1 часа подготовки на 1 час занятий, он может проводить не более 20 классных часов в неделю. То есть не больше 4 часов преподавания в день! Выводы делайте сами.

Вы будете исключением, если согласитесь быть у преподавателя «пятым или шестым часом» и наблюдать его в течение своих  занятий, как того, кто только «поднялся с каменоломни». Поверьте, вы как ни кто другой заинтересованы в хорошем отдыхе своего репетитора. Вне вопросов, при большей загруженности преподавателя, качество уроков неминуемо тянется к уровню «second best».

Те, кто слишком занят работой, обычно редко выделяют время для её осмысления и анализа. У репетитора должно быть время, для того чтобы он мог «оглянуться назад» и «стать в сторону», взвесить все положительные и отрицательные стороны, сделать выводы, задаться вопросами: что было достигнуто, а что нет и по каким причинам, какие уроки на будущее можно извлечь, и т.д. Для чего? – Для того чтобы быть опытным и результативным репетитором.

Какие материалы он использует?

Обратите внимание на то, какие пособия предлагаются для работы. С учетом того, что сейчас существует целый спектр качественных пособий, этому должно быть разумное объяснение. Способен ли репетитор провести логичное обоснование своему выбору? Можете ли вы сказать, что он действительно провел исследование и остановился на самом лучшем из ряда возможных, хотя бы с его точки зрения?

Предоставляет ли он возможность использования дополнительных материалов?

Другими словами, что кроме учебника может учитель предложить вам для изучения в течение урока и вне его? Это могут быть театральные постановки с видео или аудио записями, презентации в программе PowerPoint, библиотека, видео- и аудиотека, сайт, и многое, многое другое. Чем разнообразнее подход, тем интересней обучение и, соответственно эффективнее. На сегодняшний день, огромное множество, кажется, бесконечных ресурсов в сети Интернет, а так же бумажных изданий в языковых центрах (наприм. British Council) и библиотеках. Так что будет, как минимум удивительно, такой безусловной посвященности преподавателя пособиям, если кроме них, ни на уроках, ни вне них, ничего не будет задействовано. Лично я очень желал видеть хоть один учебник, который был бы настолько удовлетворительным и исчерпывающим.

Способен ли объяснить?

Знание предмета не обязательно предполагает умение его объяснять. Не секрет, некоторым удается и простые вещи так объяснить, что без помощи со стороны не разберешься. Хороший репетитор должен быть способен говорить языком и терминами понятными учащемуся, как бы снисходя на уровень студента. Опытный репетитор узнает стиль обучения своего студента (визуальный, слуховой, кинестетический, и т.д.) вскоре после начала занятий и всегда учитывает его при объяснении.

Готовится ли к урокам?

Планируются ли занятия в целом и в частности? Преподаватель, как ни кто другой должен знать, куда он следует, и в этом уроке, и в курсе в целом. В противном случае, страшно себе представить, куда он может привести. Урок без планирования – все равно, что плавание без карты. Если у вас создается впечатление, что преподаватель смотрит на страницы учебника, так же как и вы – в первый раз, возможно, это хороший повод подумать о том, чтобы подыскать себе кого-то другого. Репетитор должен ВЛАДЕТЬ уроком. Никакой беспомощности и непредсказуемости для него, в его же материалах быть не может.

Кроме этого, для того чтобы урок был интересным и результативным его нужно сделать, что называется, "своим". Это как раз то, для чего и нужна подготовка. Без планирования и размышления нельзя сделать материал «своим». Чужой материал в устах преподавателя выглядит «чужим».

Насколько эффективно преподавание?

Простой ответ на вопрос: «сколько человек, благодаря вашей работе сейчас используют английский язык?» может выявить целесообразность обучения с этим репетитором. Если все проходит даже очень захватывающе, интересно и увлекательно, но конечного результата нет, образовательный процесс должен считаться незаконченным и, соответственно, не результативным.

Кроме этого, стоит так же поинтересоваться, каким образом репетитор проверяет успеваемость учащихся в течение самого учебного процесса:

  • Дает ли он сам оценку своему преподаванию, и каким образом?
  • Заинтересован ли в том, как оценивают обучение его студенты? Может быть, проходит какое-либо анкетирование или личная беседа с учащимися?
  • Как оценивают успех студентов «третьи лица»? Например, сотрудники или родственники, которые могут наблюдать прогресс обучения со стороны.
  • Есть ли рекомендации и отзывы?

Проявляет ли он искреннюю заинтересованность в развитии студентов?

Я не думаю, конечно, что сегодня реально найти преподавателя, который бы целиком отдавал бы себя студентам и считал их неудачи своими собственными. Тем не менее, ожидание от репетитора его личной заинтересованности в прогрессе учащихся абсолютно нормальная и уместная позиция. Можно подойти к этому вопросу с другой перспективы. Задайтесь вопросом: как он относится к студентам, пропускающим занятия и неуспевающим по программе? Если репетитор смиряется с постоянными пропусками своих студентов и безразличен к их успеваемости, то он вполне достоин своих учащихся. Даже если снимаются деньги со студента, и таким образом проходит их якобы «дисциплина», логика проста: нет результата – нет эффективности; нет выпускников с владением уровня – нет преподавателя, выпускающего студентов с уровнем. Тот, кто хотя бы мало-мальски заботится о своей репутации, будет сводить число таковых студентов к минимуму.

Обратите внимание, насколько он готов отвечать на вопросы?

Если преподаватель с легкостью отвечает только на вопросы, на которые может дать ответ, а других избегает, то стоит задуматься, либо о его соответствующем уровне как преподавателя, либо о его заинтересованности в вашем успехе. Ни для кого не секрет, что многие преподаватели выбирают для себя взаимодействовать со студентом во время урока только на английском языке. К сожалению, не всегда это делается для того, чтобы предать уроку языковую атмосферу. Нередко, они, таким образом, отгораживают себя от "острых углов" и «неловких» вопросов. Ведь студент, во-первых, может правильно и не задать вопрос, а во-вторых, когда преподаватель ответит, то вполне вероятно для студента это останется все равно непонятным. Главное, репутация преподавателя, как знатока языка остается вне теней сомнения.

Сразу хочу подчеркнуть, никто из преподавателей не застрахован, либо  от ошибок, либо от не знания чего-то. И в этом нет ничего предосудительного, если преподаватель скажет, что он не знает ответа. В данном случае, он может дать ответ на следующий урок, заодно, повторив пройденный материал.

Дорого ли, дешево ли?

Высокие цены не всегда говорят о высоком качестве преподавания. Низкая стоимость занятий, скорее должна вызывать сомнения. Особенно, если учитывать, что каждый час занятий в классе преподаватель примерно проводит около часа в подготовке (разработка новых материалов, проверка тестов, домашних работ и т.д.). И хотя мы обычно "платим столько, сколько мы стоим", наверное, это вопрос должен рассматриваться, исходя из ваших возможностей и того, насколько вы сами оцениваете работу преподавателя.

Можете ли вы назвать преподавателя пунктуальным?

Опаздывает ли преподаватель или переносит занятия? Заканчивает ли он их раньше установленного времени? Если да, то, как часто и по каким причинам? Всегда ли тесты проходят в назначенное время, а проверенные домашние работы вовремя возвращаются? Слушайте ответы на эти вопросы внимательно, так как они говорят об отношении преподавателя к вашему обучению. Будьте бдительны, так как вы первые заинтересованы в вашем успехе.

Проявляет ли он постоянство?

Другими словами, насколько внешние обстоятельства влияют на настроение преподавателя и, соответственно, на процесс обучения в классе. Если некоторые уроки по-настоящему зажигательны и интересны, а другие – "лучше б их вообще не было", то … ваш ли это преподаватель? Насколько часто он переходит или позволяет вам перейти на другую тему для разговора на не изучаемом языке? Уважает ли вас и вашу личную территорию? Не чувствуете ли вы излишнего доминирования? Если вы чувствуете себя сковано или находитесь в состоянии некоторого стресса, оставьте обучение. Не забудьте, вы на уроке, для того чтобы сосредотачиваться на предмете, а не на преподавателе.

Насколько вам подходит обстановка для занятий?

Если вы изъявили желание проводить занятия у вас дома и репетитор на этом согласился, то обстановка будет, конечно, зависеть только от вас. Но если вы выезжаете к репетитору, то обратите внимание на размещение стульев, стола и другого окружения. Все ли удобно? Если вы с трудом могли просидеть первый час, то готовы ли вы так высиживать по несколько часов в неделю на протяжении полугода? Помните, все должно быть направленно помочь вам сосредоточиться на предмете. Если занятия проходят на кухне, где варятся голубцы, или в детской комнате на диване, который "чудесным образом" размещает ваши коленки на одном уровне с вашей шеей, то возможно это не лучшей вариант проводить уроки.

Используются ли новые технологии?

Сегодня этот фактор так же не стоит игнорировать. Элементарное использование программы PowerPoint способно превратить изучение новых слов и грамматики в более интересное и иллюстрированное занятие. Использование дисков так же во многом облегчает работу, так как нет нужды в постоянном перематывании традиционных кассетных лент и поиске правильного места для прослушивания.

Частный предприниматель?

Зарегистрирован ли преподаватель как частный предприниматель? Здесь, конечно, могут быть различные ответы, и они могут быть вполне понятными и обоснованными. Но если ответ – «нет» потому как, репетиторство – дополнительный заработок, то возникает естественный вопрос: чему преподаватель посвящает свое основное внимание? Если преподавание английского языка не является приоритетным, то вероятно стоит не ожидать большой заинтересованности преподавателя. Да, и если нет регистрации, насколько можно быть уверенным в продолжительности и долгосрочности этой деятельности?

Есть ли договор?

Наличие или отсутствие договора может указывать на серьезность или, наоборот, небрежность преподавателя не только к своим времени и финансам, но и времени и финансам своего студента. Риск, здесь более чем очевиден. Тем более, если студент оплачивает занятия наперед. Договор направлен связать обе стороны для выполнения определенных обязательств для достижения конкретных целей в обучении. Тщательно прочитайте договор, задавайте вопросы в отношении всех аспектов, которые вам не понятны или с чем вы не согласны. Лучше все оговорить вначале, чем решать проблемные ситуации в ходе обучения.

В заключении …

Если есть возможность пройти пробный урок, обязательно сделайте это. Даже если за это придется заплатить. Лучше остаться без 10 долларов, чем весь курс терпеть в мучительном ожидании его окончания. Первое впечатление самое сильное, обратите внимание на то, что вы чувствуете. После первого часа уже вы сможете определить: отношение человека к предмету и к вам лично. Постарайтесь задать хотя бы два – три вопроса. Посмотрите, как на них будет отвечать преподаватель. Здесь главное увидеть, ЧТО и КАК он отвечает. И хотя многое будет оставаться ещё "за" уроком, почувствовать профессионализм, заинтересованность к вам, как студенту, серьезное отношение к предмету вы сможете. Наверное, ваше решение будет скорее субъективным или даже эмоциональным, чем рациональным. Однако попробуйте подпитать или обусловить свои чувства и интуицию вопросами изложенными выше. Пусть у них будет хороший рациональный фундамент.

Комментарии:
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Другие статьи: